?
Браузер не отработал – оглавление панели выбора страниц не загрузилось – попробуйте ИнтернетЭксплорер11 или ФайерФокс


Браузер не отработал – панель выбора страниц не загрузилась



Оглавление рассматриваемого

   ...

Приложения автора

   Источники


Оглавление рассмотрения


Готье Неимущий

Краткий анализ биографии Германа Мелвилла в мистическом аспекте

Эссе

...

При анализе биографии семьи Мелвиллов [1, 2] обращает на себя внимание относительная недолговечность почти всех ее членов. Из семи братьев и сестер Германа Мелвилла пятеро родились позднее его, и четверых он успел похоронить, причем доживали они до 49–57-ми лет, что было немного даже в XIX в. Хотя сведения не обнаружены, но, исходя из такой тенденции, Мелвилл почти наверняка похоронил также тех двух братьев и(или) сестер, которые были старше его. Двоих своих сыновей он тоже похоронил (остались две дочери [3]). А прожили сыновья Мелвилла 18 и 35 лет [2–4].

Все это не считая попутных смертей родителей, кузенов, близких друзей и т.д. С 1867 по 1886 гг. Г. Мелвилл, похоже, в значительной степени был занят не только поисками работы, но и похоронами — умерло 9 родных и близких людей [1, 2]. Наверное, ему было не совсем до литературы.

Трое из четверых детей Г. Мелвилла отнюдь не были удачниками по жизни. Так, первенец Малькольм застрелился после того, как папаша запретил ему ночные гулянки в барах и предупредил, что дверь в их доме будут запирать в полночь. Понятно, что после предупреждения 18-ти-летний Малькольм явился домой только под утро. Он поздоровался с мамой, но потом зачем-то тут же застрелился [2–4]. Это указывает на некоторую ненормальность психики, ибо если бы все в подобных ситуациях кончали самоубийством, то люди давно бы уже вымерли.

Второй сын, Станвикс, который был на два года моложе Малькольма, вскоре после кончины последнего оглох. Глухой Станвикс много путешествовал, плавал на кораблях, и, в результате, в возрасте 35-ти лет умер от туберкулеза в каком-то госпитале в Сан-Франциско [3] (по другим источникам — от «неизвестной болезни» [1, 4]).

Старшая дочь Г. Мелвилла Элизабет (Bessie) страдала от тяжелого ревматоидного артрита; замуж она не вышла и всю жизнь провела в доме родителей, где за ней ухаживала мать [3]. А ревматоидный артрит — это, знаете, серьезное аутоиммунное заболевание, механизм которого может быть обусловлен и генетическими причинами. То есть, дочь Элизабет как бы получила воздаяние за некие грехи предков (возможно — папаши), если с богословской позиции рассматривать...

И только младшая дочь, Фрэнсис, слава Богу, оказалась более счастливой. Она вышла замуж, причем — «за порядочного человека» [3]. А «слава Богу» в том числе потому, что именно ее дочери и внучки позаботились о сохранении рукописей и наследия Г. Мелвилла [3].

Сам великий писатель весьма страдал от непризнания своих основных творческих достижений. К примеру, «Моби Дик» и всё, кроме «Тайпи, «Ому» и «Белого Бушлата», было встречено современниками, скажем так, весьма прохладно [1–5]. Страдания писателя, вкупе с его, как пишут, «запоями» [3], сильно отражались на домочадцах, в особенности на жене. Раздражительным, язвительным, сварливым и мизантропичным стал Г. Мелвилл от своих неудач и от мировой несправедливости. И все советовали его жене развестись, указывая, что Мелвилл спятил, что так жить нельзя и т.п. Но она похвально не вняла советам и оставалась рядом с писателем до самой его кончины [3, 4](1).

А кто бы, скажите на милость, не стал бы мизантропом, если бы видел, что создал действительно великие вещи, но современники их не признают и не понимают? На самого же писателя — просто плюют: даже в некрологе на его смерть в “The New York Times” Мелвилла обозвали «Генри» [3](2). Понадобилось более тридцати лет лежания в могиле, чтобы какие-то гомосеки в своем «интеллектуальном клубе» заново открыли произведения Г. Мелвилла в 1924 г. (в том числе и «Моби Дик») [4]. И с тех пор до самого последнего времени в книгах Г. Мелвилла различные «творческие личности» постоянно находят отображение не только сексуальной, но даже гомосексуальной озабоченности писателя, что, конечно, полностью на совести оных личностей. Ахав у них, видишь ли, «вступил в схватку с мировым фаллосом в образе Моби Дика» [4].

Как видим, даже с открытием заново великих произведений Г. Мелвилла получилось, мягко выражаясь, отчасти обидно(3). А ныне он в США считается одним из величайших писателей всего XIX в. [3–5]. Поздновато, правда.

В мистическом же аспекте можно сделать предположение, что все нами обнаруженное — кара за языческое и богоборческое произведение «Моби Дик» (которое, тем не менее, для некоторых является великим, а, значит, — недопустимым прельщением). Сотворенная писателем тень чудовищного зороастрийца капитана Ахава, отныне всегда пребывающая рядом с ним, не дремала, постепенно увлекая с собой в материальное небытие всех и вся. И всё вокруг него страдало и умирало. Мелвиллу же определено было созерцать-наблюдать, как все вокруг него страдают, а потом уходят... Как он определил это своему герою Измаилу...

Поэтому при внимательном прочтении биографии становятся смешными попытки связать эсхатологические мотивы в «Моби Дике» с тем, что, дескать, Мелвилл «предчувствовал конец — крушение корабля Америки, который безумные фанатики-капитаны, стремящиеся победить зло через зло...». И т.п. Конец Америки до сих пор в ее [так] штанах, и никто его пока не узрел.

В Интернете (2005) можно видеть забавный реферат «Эсхатологические мотивы в произведениях „Тайпи“ и „Моби Дик“» (ряд сайтов); есть нечто подобное и у критика Ю.В. Ковалева. Полагаю, что эсхатологические мотивы надо объяснять скорее как бывшими, так и предчувствуемыми Мелвиллом его собственными духовными и жизненными неурядицами, его собственным взглядом на весь наш безобразный мир (а не только на Америку XIX в.), вкупе с тем врожденным душевным надломом («проклятием»), который был, видимо, характерен для членов семьи Мелвиллов (добавим тут, что отец писателя перед кончиной сошел с ума [5]). И который сделал возможным создание столь прельстительного романа, как «Моби Дик».

Отменно сформулировал критик У. Пломер (W. P1оmеr) в предисловии к «Белому Бушлату» (1956). Он полагал, что мир корабля у Мелвилла — это микрокосм, созданный «протестующим романтиком, который никогда не мог примириться ни с жизнью, ни с миропорядком вообще, ни с цивилизацией, продуктом которой был он сам» [7].

Применительно же к «семейному року» можно вспомнить аналогичный пример — изложившего всем известные «Мифы Древней Греции» профессора Николая Альбертовича Куна. Сам он прожил 63 года (1877–1940), но успел похоронить трех из четверых своих детей. А четвертый, сын, опять же, не задержался — умер через два года после смерти отца. Две дочери прожили всего 16 и 27 лет, а два сына — 27 и 32 года... Такая, понимаете ли, жизненная трагедия. Причем почти все дети Н.А. Куна отошли в мир иной задолго до 1937 г., если кто любопытный такой. В результате — у него всего одна внучка (1931 г. р.). А что дальше — не знаю [8].

Вот к каким последствиям может привести глубокое погружение в мифотворчество и язычество для семей погружаемых, а также для них самих. Какое-то «родовое проклятие» получается. Помимо прочего, Герман Мелвилл всю жизнь страдал от относительного безденежья и работы не по душе [1–5]. Попутно хороня родных и близких... Да и его дяди-кузены, вкупе с отцом, согласно биографии [1, 2], постоянно терпели неудачи.

Поэтому любителям произведений Германа Мелвилла (в особенности тем, кто понимает «Моби Дика») полезно задуматься, а не коснется ли также их и их близких темная и безнадежная, стальная рука капитана Ахава...

Приложения автора

Источники

1. Ковалев Ю.В. Основные даты жизни и творчества Германа Мелвилла. Собрание сочинений Г. Мелвилла в 3 т. Т. 1. Л.: Худож. лит., 1987. С. 624–635.

2. Herman Melville. The Quest for the Great American Novel, 1850–1900. (http://www.uncp.edu/home/canada/work/allam/17841865/lit/melville.htm.)

3. Мальдини И. (Maldini I.). Генри Мелвилл... и его легенда... «El Mundo» (Испания), 04.03.2003. (http://www.litwomen.ru/news.html?id=263.)

4. Схватка с Белым Китом. 150 лет роману Германа Мелвилла «Моби Дик». Радио «Свобода». 2001. (http://www.svoboda.org/programs/OTB/2001/OBT.052901.asp).

5. Прозоров В.Г. Г. Мелвилл. В кн.: История зарубежной литературы ХIХ века. / Под ред. Н.А. Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. С. 396–409.

6. Елистратова А.А. Последний роман Дефо. В кн.: Дефо Д. Счастливая куртизанка или Роксана. М.: Наука, 1993. С. 267–281.

7. Цитировано по: (Ковалев Ю.В. «Белый Бушлат» Г. Мелвилла и американский морской роман 1840-х годов. В кн.: Мелвилл Г. Белый Бушлат: Роман. Пер. с англ. и прим. И.А. Лихачева; статья Ю.В. Ковалева. Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1973. С. 329–355.).

8. Данные взяты с официального сайта Интернета: см. Куны —Немировские.


Рассмотрение (Если есть, то загружается из оглавления)




Оглавление справки не загрузжено


Контент справки не загружен


(хостер не загрузился) \ Затерянный мир 13-31 \ ...

Использование произведения, большее чем личное прочтение, оговаривается открытой наследуемой А.теД лицензией некоммерческого неизменносодержательного использования в интернете